«Приживание» к школе

Почему же дети столь по-разному «приживаются» в школе?

     На это есть несколько причин.

     В основе, конечно, лежит стиль воспитания ребёнка в семье ДО школы. Если у него не заложены навыки самостоятельности, умения налаживать контакты и работать «в команде», если у него не сформирован интерес к познанию — в школе такому ребёнку будет трудно.

     Второй причиной школьной дезадаптации является сама система обучения первоклашек: слишком мало в ней добровольного и слишком много принудительного.

     Чем младше ребёнок, тем тяжелее ему приспособиться к таким суровым реалиям, вдруг свалившимся на его голову. Поэтому наиболее уязвимы те, кто пошёл в школу ближе к 6, а не к 7 годам.

    Третья причина — банальная усталость, переутомление, перегрузка как нервной системы, так и иммунной. Интеллектуальная, социальная и психологическая готовность ребёнка к обучению — это ещё не всё. Если ребёнок слабенький, не привык к нагрузкам, в школе ему придётся нелегко даже при отличных способностях и хорошей коммуникабельности. Маленькому организму слишком дорогой ценой будет даваться адаптация к новым условиям, и это чревато возникновением соматических заболеваний. Поэтому так важно ещё на этапе подготовки к школе начать развивать ребёнка физически и не бросать занятия спортом в первом классе под предлогом того, что «и так нагрузка велика».

   Ну и последняя причина — слишком высокая тревожность, мнительность самого ребёнка, чрезмерно сильное переживание промахов как в учёбе, так и в отношениях.

 

  Что же делать, если вы видите ( либо вам сообщает педагог), что учение даётся вашему ребёнку нелегко?

    Во-первых, запомнить, что бессмысленно и бесполезно паниковать, ругать и обвинять самого ребёнка (в конце концов, что растили, то и получили).

    Ребёнок нуждается в помощи, а не в оценке и тем более не в порицании. Постарайтесь самостоятельно в беседах с ним (а лучше — при помощи психолога) выявить его «слабое место», т.е. что именно является причиной дезадаптации: недостаток ли самостоятельности, неумение налаживать контакты с детьми и взрослыми, отсутствие мотивации. Шаг второй — постарайтесь его устранить:

-потренируйтесь дома в том, в чём ребёнок слаб;

-попросите учителя поддержать;

-попробуйте создать у ребёнка сильную мотивацию, заинтересовать его чем-то в учебном процессе или хотя бы вне него, чтобы малыш понимал, что он делает и для чего, чтобы воспринимал школу не как бессмысленное несчастье, обрушившееся на его голову, а как что-то полезное и интересное.

 

   В качестве мотивов может выступать в том числе и достижение успеха (что особенно актуально для мальчиков), и повышение престижа среди одноклассников — словом, ориентируйтесь сами, что для вашего ребёнка будет значимо.

    Это нелегко, но чрезвычайно необходимо — ведь в школе ребёнок проводит целых 11 лет, и именно на первом этапе закладываются основы его успеха или неуспеха на этой «марафонской дистанции».

                                                                            Удачи!

                                     

                             (по материалам книги Натальи Царенко «Антистресс для родителей»)