15 Авг Учимся красиво говорить
Основное назначение человеческой речи — служить средством общения между людьми. При помощи речи мы можем поделиться с окружающими своими мыслями, чувствами, важной информацией. Нам кажется само собой разумеющимся, что в любой момент мы можем начать разговор с другим человеком. Но, когда приходиться встречаться с людьми, страдающими тяжелыми нарушениями речи или ее отсутствию в связи с врожденными пороками развития или после перенесенных заболеваний, стрессов, то сложность их жизни, общения становиться очевидной. Многие из них не могут выбрать специальность по душе, найти свою вторую половинку. Кроме того наличие у ребенка или взрослого человека выраженного речевого нарушения сказывается на его психическом развитии, характере, поведении в обществе.
У детей с тяжёлыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Сроки и успешность коррекционных занятий зависят от сложности речевого нарушения, время обращения к специалисту, индивидуальных особенностей ребенка, а также настойчивости и желания помочь своему ребенку родителями.
Некоторые нарушения речи
1. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз).
2. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевогоаппарата (дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).
3. Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
4. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
5. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствиеорганического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.
6. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
7. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
Также различают:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Причины речевых нарушений:
- Внутриутробная патология (травмы во время беременности, инфекции, стресс)
- Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.
- Неблагоприятные роды и их последствия.
- Заболевания, перенесенные ребенком впервые годы жизни (инфекционно-вирусные заболевания, травмы головы).
Становление речи у детей
Возраст ребенка | Характеристика речи |
0-2 мес. | Крик |
2-3 мес. | Гуление (агуканье). Первые звуки являются рефлекторными, возникают в процессе глотания, сосания. |
3-4 мес. | Гуление приобретает различные интонации и постепенно переходит в лепет. |
6-11 мес. | У ребенка формируются первые звукоподражательные слова ма-ма-ма, ба-ба-ба, дя-дя-дя и т.д. |
Период от рождения до года принято считать подготовительным в развитии речи ребенка. В этот период:
— развивается внимание к человеческой речи, возникает потребность в нем
— развивается память на слова
— формируется способность к различению речевых звуков на слух
— развивается речевой и голосовой аппарат
Становление звукопроизношения у детей
Возраст ребенка | Характеристика речи |
1-2 г. | Произношение простых по артикуляции звуков: А, О, Э, П, Б, М. Словарный запас от 45 до 1000 слов. |
2-3 г. | Звуки: И, Ы,У, Ф, В, Т, Д, Н, Г, К, Х, Й. К концу 3-его года жизни появляются обобщающие слова: посуда, фрукты, игрушки и т.д. Отмечается «словотворчество» (придумывание слов). Появляются первые предложения. |
3-5 л. | Звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч. Предложения все более усложняются, растет словарный запас ребенка. |
5-6 л. | Самые сложные по артикуляции звуки Л и Р. К этому возрасту у ребенка должны быть сформированы все компоненты речи. |
До сих пор бытует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к этому возрасту много упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. Поэтому лучше обратиться к специалисту, как только у вас возникли опасения по поводу речевого развития вашего ребенка.
Логопедические занятия в детском клубе «Радуга».
Продолжительность логопедического занятия в условиях клуба от 30 до 50 минут, зависит от сложности речевого нарушения, возраста ребенка (от 3-х лет), сопутствующих нарушений психики, общего состояния ребенка и т.д.
Во время индивидуальных занятий проводится артикуляционная гимнастика, развитие мелкой и крупной моторики, используются различные методические пособия, игры на развитие слухового внимания и развитие речи.
Приглашаем на консультацию и индивидуальные занятия к нашему логопеду в детский клуб «Радуга».