Возраст первоклассника

Возраст первоклассника- 6 лет или 7?

    Ежегодно множество родителей задается вопросом: в каком возрасте отдавать ребёнка в школу? В
пользу раннего поступления в школу- с 6 лет — приводится в последнее время множество аргументов: «он/она- очень развитый ребёнок», «мальчику лучше пойти с 6 лет, чтобы успеть поступить до армии», «дочка моих знакомых пошла с шести- и ничего»,- и ещё множество других резонов.

    Среди них достаточными основаниями для поступления в школу с 6 лет можно назвать следующие:

  1. –ребенок действительно хорошо читает, считает и, возможно, даже пишет;
  2. –ребенок здоров, он не относится к часто болеющим (более 5 раз в год) детям, т.е. у него крепкий иммунитет, нет хронических заболеваний и уж тем более нет таких особенностей развития, как гиперактивность, синдром дефицита внимания (имеются ввиду проблемы с концентрацией и восприятием информации), аутизм, задержка психического развития и прочие подобные нарушения;
  3. –ребенок хорошо социально адаптирован, он легко налаживает контакты и (желательно) имеет опыт посещения детских дошкольных учреждений (от детских садов до школ раннего развития- т.е. любых детских коллективов);
  4. –ребёнок хорошо ориентируется в окружающем мире, знает полные фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий, свой адрес, телефоны родительские и домашний, понимает назначение школы и правила учёбы в ней;
  5. –ребёнок хорошо владеет речью, не заикается, достаточно четко произносит все звуки, имеет достаточный для своего возраста словарный запас;
  6. –у ребёнка адекватная самооценка, низкая тревожность и утомляемость, невысокая эмоциональная возбудимость, развитая самостоятельность;
  7. –класс будет вести грамотный, добрый и понимающий педагог;

   Внимание, родители: только при сочетании ВСЕХ вышеперечисленных факторов поход в школу шестилетки будет оправдан.

   Необходимо трезво и объективно взвесить все возможности. Например, если ребёнок отлично считает, это ещё не показатель школьной зрелости. Может ли он удерживать внимание на ОДНОМ и том же предмете в течение не менее 15 минут? Так ли хороши его успехи в письме, как и в математике? Пишет ли он печатными буквами или же прописными? (А это колоссальная разница: если малыш пишет печатными буквами, не факт, что он готов к воспроизведению тех элементов, которые предусмотрены в возрасте 7 лет — ведь именно к этому возрасту окончательно «созревает» мелкая моторика кисти и пальчиков). И вообще — хочет ли он сам в школу?

   Кроме того, важен момент: развитый ребёнок и готовый к школе ребёнок- это не одно и то же. Обученность — это те умения и навыки, которым ребёнка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное же развитие — это некий умственный потенциал, способность ребёнка к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Например, задач по адаптации в новом коллективе и к требованиям посторонних, но значимых взрослых; задач по упорной и самостоятельной работе над чем-то трудным, не дающимся сразу и требующим усилий.

   Также есть такой важный фактор, как здоровье и адаптируемость к иммунной нагрузке. Т.е. первоклассник должен быть настолько физически и имунно силён, чтобы, попав в класс с 20-30 другими детьми, иметь силы отработать свой рабочий день, да ещё и противостоять неизбежным в большом коллективе инфекциям.

   Всё же следует отметить ещё и тот факт, что все шестилетние первоклашки переживают трудности адаптации в школе. Они испытывают не только физическое, но и психологическое напряжение и утомление. Часть детей становятся вялыми и слезливыми, у них нарушаются сон и аппетит; проблемы же других заключаются в том, что дети перевозбуждаются, становятся раздражительными и вспыльчивыми.

    Тем не менее, мы понимаем, что все дети разные и что создаст проблемы для одного, не вызовет затруднений у другого.

    Что же делать? Возможно ли определить, готов ли к школе именно ваш ребёнок?

    Существуют методики определения так называемой «школьной зрелости», согласно которым в баллах оценивается готовность ребёнка к школьному обучению. Если вы сомневаетесь в его силах и подготовленности, сходите на консультацию к детскому психологу и проверьте потенциал своего чада. В случае, когда по вашим ощущениям и согласно заключению психолога ребёнок к школе полностью готов, нет причин не пойти туда. Но если нет — стоит всё же подождать, пока организм окрепнет и наберётся сил, а нервная система созреет.

    Поэтому, вместо того, чтобы руководствоваться мыслями об успехах детей друзей и знакомых или же соображениями об армии, относящимися к туманному будущему, лучше трезво оценить настоящее и обеспечить своему ребёнку удачный старт в эстафете длиной в целых 11 лет!